вторник, 11 августа 2015 г.

Монополия раввината рушится?

Катя Купчик



Громом среди ясного неба стала новость об основании ведущими раввинами национально-религиозного течения альтернативной и независимой системы судов по делам гиюра . Логично, что у русскоязычного населения новость доверия не вызвала, отчасти в виду самых объективных причин, в том числе неоднократных попыток всячески «обгиюрить» «этих русских». Однако, если «бунтари» в вязаных кипах не пойдут на попятный, в обмен на какие-то крохи влияния в раввинате, то это решение воистину революцонно. И не только с точки зрения противостояния сил внутри религиозного лагеря, но и в широком, национальном контексте: возможно, мы стоим на пороге тектонических изменений в том самом нерушимом статус-кво и монополии ультрарелигиозной мафии с улицы Канфей Нешарим, 7.

гиюр
Начнем сначала. Гиюр советских евреев, граждан Израиля, и их детей, не являющихся евреями по Галахе, является в первую очередь потребностью самих  религиозных  сионистов и их политических лидеров. В отличае от ультрарелигиозного лагеря, не стремящегося хоть к какому-то взаимодействию с русскоговорящей общиной, именно представители национально-религиозного лагеря находятся в тесном контакте с выходцами из СНГ: в армии, в рамках высших учебных заведений, по месту работы и т.д. Галахическая угроза «гойства» русских является реальной и больной проблемой «вязаных кип», хотя об этом и не принято  заявлять открыто.гиюр

Именно этим объясняются неоднократные попытки либерализации процесса гиюра. Понятно, что русскоговорящим в Израиле гиюр так же нужен, как лёд эскимосам  — многие из них живут в мире со своим еврейством и без печати служащих Главного раввината. А нынешний его ультраортодоксальный вариант настолько «заманчив», даже лишение русских базовых гражданских прав не является для них достаточным «кнутом» для массового прохождения гиюра.
Вместе с этим и принцип «пряника» инициатив по либерализации гиюра в рамках существующей системы (Натив, реформа Э. Штерна, зарубленная нынешним правительством по требованию ультраортодоксальных партий) также не принесли результата. Согласно исследованию Др. Н. Фишера для Института демократии от 2015 г. из 340 тысяч граждан, чьё еврейство не признается государством, только 7% прошли гиюр. Ох уж эти русские, что тут говорить. Ни кнутом, ни пряником их не заманишь.Гиюр
Основное отличие новой инициативы, которую возглавил р. Рабинович, раввин Маале-Адумим, заключается в том, что новая сеть раввинатских судов не будет подчинятся Главному раввинату. Гиюр этих судов не будет служить “выкупом” в рамках государственного рэкета и преступного лишения представителей русскоязычной общины гражданских прав в попытке принудить людей, в большинстве своём светских, пройти ритуально-религозную процедуру, чтобы получить то, что им и так полагается.
Другими словами, положительный эффект новой сети независимых судов заключается в том, что она создает альтернативную систему, которая не предусматривает шантаж, принуждение, если не сказать «изнасилование», желаний и свобод людей, намеренных пройти гиюр, в том числе женщин, наиболее подверженных прессингу со стороны государства во всем, что касается вопросов их гиюра и гиюра их детей.
Гиюр

Сказать по правде, меня совсем не радует, когда русскоязычную общину называют стратегической угрозой еврейскому характеру госудаства, и своё желание «обгиюрить» выходцев из постсоветского пространства, выдают за желание самих русскоязычных. И тем не менее именно инициатива «вязаных кип» по созданию независимой сети раввинатских судов по делам гиюра, возможно, сможет подкосить монополию раввината так, как в этом не преуспел ни один протест светского сектора.
Я готова спорить до последней капли крови с предствителями национально-религиозного лагеря о том, что русскоязычной общине не нужен гиюр и приглашение в еврейский народ (спасибо, мы уже внутри), о том, что еврейство имеет более широкие границы, чем границы Галахи, о том, что большинство еврейского народа в Израиле и за его пределами сегодня скорее соглясятся со мной, чем с ними. В принципе,  считаю, что им пора бы перестать думать, как изменить «русских» для собственного удобства, а лучше задуматься о том, что можно сделать для установления честного и равноправного диалога между двумя общинами.
Но когда речь идет о том, чтобы подвинуть небольшой камешек у основания плотины монополии раввината, и способствовать тому, чтобы она рухнула, я готова сотрудничать, или хотя бы не мешать. У меня есть только одно условие к представителям «вязаных кип»: не говорите со мной про «возвращений в лоно иудаизма» и не пытайтесь определить свои границы и  границы еврейского коллектива с помощью выбрасывания меня за борт. И тогда нам будет о чем говорить.

РеЛевант

Комментариев нет:

Отправить комментарий