вторник, 24 февраля 2015 г.

Mr. & Mrs. Smith

Mr. & Mrs. Smith
Ася Истошина

Почему у нас в Кнессете так мало депутатов женщин? В предыдущем Кнессете было меньше четверти женщин. Мы находимся на 70 месте из 138 демократических стран по количеству женщин в парламенте. Если посмотреть на большие партии – в Махане А-Циони на реальных местах 7 женщин, в Ликуде – вообще всего 3.  В Европе дела обстоят получше, а вот в американском Конгрессе  женщин примерно 20%.
Несколько лет назад я была в Америке и встречалась с представителями организации, которая помогает женщинам продвигаться в политике. Они упоминали интересный факт – если уже женщина выдвигает свою кандидатуру, ее шансы быть выбранной и стать хорошим членом конгресса достаточно велики.  Однако женщины гораздо реже выдвигают свою кандидатуру.
Одна из самых главных причин – они не чувствуют уверенности в собственных силах. Пример, который привели мне мои собеседницы: в одном из штатов свою кандидатуру на пост конгрессмена выдвинул 25-летний выпускник колледжа. Он чувствовал, что ему есть что предложить Америке! В то же самое время его потенциальная конкурентка, которая обладала огромным опытом, много лет руководила крупной организацией и имела четкую программу, решила свою кандидатуру не выставлять, поскольку чувствовала, что «еще не готова».
Впрочем, такую же динамику можно наблюдать не только в Кнессете или в Конгрессе. Примерно месяц назад я записалась на курс, связанный с реализацией разного рода социальных  проектов. Есть среди участников и совсем молодые и люди постарше, мужчины и женщины, с большим профессиональным опытом и такие, которые только начинают свой путь.  Поскольку в рабочее время я занимаюсь гендерными исследованиями, то продолжаю наблюдать за окружающими  с точки зрения разницы между полами.
В частности я наблюдаю за реакцией на слова лектора. Типичная женская — «Алина, не могли бы Вы повторить еще раз, мне не до конца понятно». Типичная мужская «Алина, давай я тебе объясню, что в твоих рассуждениях не так, я в этой теме очень хорошо разбираюсь…»
Думаю, вы согласитесь со мной, что многие женщинам больше сосредотачиваются на своих неудачах, а не на победах.  На том, чего им не хватает, чего они не знают и т.д. Женщины часто обвиняют и упрекают себя за всевозможные ошибки и промахи.  Мужчины (в среднем) больше склонны рассказать о своих достижениях, делиться своими познаниями и т.д.
Я обсудила это с одним из моих соучеников на курсе, Омером. Он мне сказал буквально следующее: «Не то чтобы мы не испытывали сомнений, страхов и неуверенности. Но нам все время твердят, что если мы покажем свою слабость, то никакая женщина нами просто не заинтересуется».
С женщинами ситуация та же, только наоборот. Так, например, считается , что мужчины не любят (или боятся) сильных женщин.  Даже если женщина является сильной и уверенной, то ей непременно посоветуют вести себя «мудро».  Вот, например, цитата из интернет сайта на тему «Психология мужчины» : «Если эти женщины мудры, если они ведут себя правильно, то такие женщины ещё больше привлекают к себе мужчин… Когда я вижу, сколько в тебе силы, сколько в тебе ума и то, как ты можешь вовремя промолчать или поддержать меня, то, что ты не споришь со мной, а даёшь мне возможность находить решения самому и даже совершать ошибки, и продолжаешь любить и уважать меня, когда я вижу, что вся эта сила, которая есть в тебе, подчиняется мне, когда я говорю что-то и  ты это делаешь, это меня покоряет…» То есть, если  ты сильная, но «промолчишь», «не будешь спорить», «подчинишься мне», то проблем нет. Главное – держи свое мнение при себе.
Казалось бы, и те и другие что-то теряют, мужчины прячут слезы, женщины – свои достижения. Положение вроде бы симметричное.
Но что происходит, когда дело доходит до рабочих ситуаций? В Америке было проведено исследование, в рамках которого участникам предложили оценить двух воображаемых руководителей отделов. Их характеристика была совершенно идентичной (кроме  пола). Оба, мистер или миссис Смит, обладали обширными знаниями, уверенностью в себе, умением руководить, профессиональным опытом и т.д.  Результаты показали, что участники с удовольствием работали бы как с тем, так и с другой. То есть казалось бы разницы нет. Но, внимание! Выяснилось, что когда участников спросили, с кем они хотели бы общаться – разница была и очень значительная. Большинство сказало, что с удовольствием проводили бы время с таким вот сильным и уверенным в себе мистером Смитом. И гораздо меньше энузиазма выразили в отношении  миссис Смит.
Немало психологов и консультантов предлагают книги и программы по развитию у женщин позитивной самооценки. Однако на деле, если мужчины в себе уверены, то их и на работе ценят,  и дружить с ними хотят, и романтические отношения завязывать.  А женщине приходиться чем-то жертвовать – либо успешностью и уверенностью, либо популярностью. Так что не удивительно, что несмотря на всевозможные отечественные варианты самовнушения типа:  «Я самая обаятельная и привлекательная» или западные модели, типа «Полюби себя: повышение самооценки по методу Луизы Хей», мы все равно продолжаем говорить: «не знаю, справлюсь ли, не уверена, что у меня получится, наверняка есть люди, которые сделают это лучше меня».

Комментариев нет:

Отправить комментарий