суббота, 31 августа 2013 г.

Черная дыра МинПроса

Мейрав Арлозоров («TheMarker»)

Скажите, вы согласны с предложением минпроса сократить число экзаменов на аттестат зрелости до четырех, или вам эта затея активно не нравится? Бурная педагогическая дискуссия выявила сторонников и противников этой идеи в самых разных политических лагерях; она занимает умы руководителей министерства просвещения и даже самого премьер-министра, который выступил против отмены экзамена по истории.

Всем понятно, что у министерства просвещения совершенно не остается времни заниматься всякими мелочами – например, решить, как грамотно распорядиться колоссальным бюджетом, составляющим 42 миллиарда шекелей.


Возникает подозрение, что министерство просвещения, посвящая все свои усилия этим, безусловно важным, темам, забывает считать деньги, которые оно тратит на реализацию образовательных программ.
Это подозрение усиливается, когда начинаешь анализировать уровень контроля со стороны министерства над тем, как выполняются намеченные планы, и что происходит на местах. Возьмем, к примеру, давнюю дискуссию между бюджетным отделом министерства финансов и минпросом о необходимости создания централизованной компьютерной системы этого ведомства с целью сбора всех данных, касающихся перевода бюджетных средств во все школы страны.

В этой дискуссии (если вы вдруг подумали иначе) инициатором и сторонником подобной системы был именно минфин. На определенном этапе министерство финансов даже пригрозило минпросовцам, что оно включит это требование в Закон о хозяйственном урегулировании. Министерство просвещения категорически не желало создавать централизованную сеть для сбора данных. Лишь в нынешнем году удалось, наконец, достичь соглашения, и компьютерная система, которая будет следить за переводом денежных субсидий в израильские школы, находится на стадии формирования.

Однако на данный момент министерство просвещения не имеет ни малейшего представления о том, сколько денег получает израильская школа из разных источников (минпрос, органы местного самоуправления, родительские взносы и т.д.) Это означает, что ни одному человеку в Израиле неизвестно, сколько денег в реальности получает то или иное учебное заведение. Это кажется невероятным. Но это факт.

Несколько месяцев назад молодой экономист, доктор Янив Рейнгварц, прислал в редакцию нашей газеты интересную информацию. В рамках своей академической деятельности доктор Рейнгварц изучал финансовые отчеты муниципальных советов и обнаружил весьма интересное явление: десятки арабских местных советов (за единственным исключением) тратят на образование меньше, чем они получают в рамках субсидий от министерства просвещения. Это явление насторожило Рейнгварца, который заподозрил, что речь идет о систематическом мошенничестве со стороны органов местного самоуправления – они получают деньги от министерства просвещения, но используют их для дополнительных нужд, не имеющих отношения к школьному образованию. Иными словами, предположил ученый, арабские местные советы воруют у минпроса.

Мы успокоили Рейнгварца и с полной ответственностью сообщили ему, что он ошибается. Нецелевое использование денег из бюджета министерства образования органами местного самоуправления было обнаружено еще в 90-е годы. С тех пор субсидии на образование переводятся на особые закрытые счета, которыми невозможно воспользоваться в иных целях. «Должно быть альтернативное объяснение обнаруженным данным, — написали мы тогда доктору Рейнгварцу. – Мы передадим эту информацию в министерство просвещения».

Вы, дорогие читатели, уже догадались, наверное, что далее события развивались не так, как мы предполагали. Вначале министерство просвещения направило в ответ потрясающее послание, в котором утверждалось, что данное ведомство не несет никакой ответственности за контроль над деньгами, переводимыми местным советам. Нам было предложено направить наш запрос генеральному инспектору по бюджету органов местного самоуправления при министерстве внутренних дел. Сотрудники МВД, разумеется, были удивлены: какое отношение они имеют к бюджету другого ведомства, напомнив нам о том, что единственная организация, занимающаяся бюджетом министерства просвещения, – само это ведомство. Мы вновь обратились в минпрос – лишь для того, чтобы еще раз убедиться, что у него по-прежнему нет ответа на наш вопрос.

Так что же происходит на самом деле? Действительно ли десятки арабских местных советов воруют деньги министерства просвещения? К сожалению, мы не знаем ответа на этот вопрос, поскольку правительственные инстанции оказались не в состоянии осуществить проверку и дать ответ. 

Первый печальный вывод из всей этой истории заключается в том, что министерство внутренних дел является недееспособным ведомством, которое не в состоянии контролировать органы местной власти и добиваться улучшения их работы – особенно, когда речь идет о столь проблематичных муниципалитетах, как арабские. Еще один печальный вывод связан с тем, что министерство просвещения переводит миллиарды шекелей местным советам без какого-либо контроля, не имея представления о том, как расходуются бюджетные средства.

Но самым печальным выводом можно считать то, что речь не идет о некоем локальном, «точечном» просчете. Речь идет о характерном примере того, как министерство просвещения функционирует и распоряжается бюджетными деньгами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий